КАЗАЧЕСТВО КРАЙНЕГО СЕВЕРА

   Совместный сайт казачьих обществ, общественных казачьих организаций, молодежного казачьего корпуса

      Мурманской области и Регионального отделения "Казачьей партии Российской Федерации" в Мурманской области.

         


Меню сайта
Наш опрос
Как вы относитесь к казачеству ?
Всего ответов: 119
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2014 » Март » 23 » Казаки на Севере.
20:26
Казаки на Севере.

КАЗАКИ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

заметки по истории казачества

Возрождение казачества, которое началось в 90-е годы прошлого века, вызывает у некоторой части населения России неадекватную реакцию, схожую с той, которая была присуща жителям Российской империи в 1860 году. Именно тогда разгорелась жаркая дискуссия о реформах. Был выдвинут лозунг о том, что "роль и задача казачества уже окончены”, поскольку закончилась Кавказская война.

К пропаганде против казачества тогда широко подключилась пресса. Газеты писали, что в структуры армий "современного” европейского государства не вписывается "архаичное” казачество. Так, в либеральной газете "Голос” заявлялось о том, следует ли вообще поднимать вопрос о «благоустройстве» казачества и соответствующих расходах, если спорным является необходимость «самого существования этих Войск», поскольку их «силы» и «боевые качества» «не могут быть совершенны».

Риторические сказки об архаичности казачества слышны и сейчас, особенно после 70 лет борьбы с казачеством в прошлом веке, вытравливанием его из исторической памяти русского народа, а особенно о казачестве на Крайнем Севере.

Однако, история России, несмотря на многочисленные попытки скрыть истину или исказить события и факты прошлых лет, предоставляет возможность любому мало-мальски грамотному человеку создать свое представление о казачестве в целом и о казачестве Крайнего Севера.

Будем приводить только документальные факты о казачестве Крайнего Севера. «Уставная грамота Соловецкого монастырского собора крестьянам Умбской волости» от 28 мая 1591 года содержит небольшой фрагмент:

«Да у которых крестьян учнут жити казаки, и с тех казаков имати казацкое смотря по человеку, по алтыну и по десяти денег».

В опубликованном в 1951 году М. Н. Тихомировым "Соловецком летописце” второй половины XVI века рассказывается следующее:

«13 августа 1591 года "приходили свийские немецкие люди на Мурманское морс х Кольскому острогу Туломою рекою в малых судах, воеводька Ганш Лерсон, а с ним заморских и каенских немец 1200 человек. И за два часа до вечера приступали к острогу с приметом и зажигати, и зажгли две башни, Егорьевскую башню да Покровскую, и на острогу против их выласки были многажды, и дело было с ними до пяти часов ночи. И божиею милостью и государевым счастием ис Кольского острогу в приступех из наряду  и на выласках побили и ранили 215 человек. И отшед немцы от острогу на остров, на Туломе реке, стояли три дня и три ночи и пошли в свою землю Туломою рекою во вторник на утренней зоре. А в Кольском остроге был государев воевода Володимер Федорович Загрязской, а с ним людей колских стрелцов 30 человек да иногородцов торговых людей и Кольских жильцов и казаков всякого человека 1700 человек, а в остроге и на выласках и в приступех убили немцы осадных людей 25 человек да ранили 35 человек”.

И так, за 1591 году два летописных источника содержат сведения о том, что на территории нынешней Мурманской области казаки отмечены, по крайней мере, в Кольском остроге и Умбской волости.

«Жалованная несудимая грамота Кандалакскому Богородицкому монастырю» от 20 мая 1615 года  предусматривает:

«а которые казачки тутошные и прихожие вперед учнут в Кандалашской волости дворы свои ставити, и тех дворовых новых бобылков Кандалашского монастыря игумену и старцом с нашими Кандадашскими тяглыми крестьяны делити пополам, а тех бобылей, которые приписаны к Кандалашскому монастырю, велел их ведати и судити Кандалашского монастыря игумену с братьею, а нашим Кандалашским крестьяном в тех бобылей вступать и в Кандалашскую волость ни во что имати с них не велел».

Таким образом, в 1615 году казаки отмечены уже и  в Кандалашской волости, причем в качестве постоянного  («тутошные») населения.

Наиболее интересна «Жалованная грамота Кольскому Печенскому монастырю на земли, рыбные ловли, соляные варницы и другия удья» от 15 июня 1675 года, которая содержит в себе следующие сведения:

- «И с тех их со всех рыбных промыслов, и с дворов, и с варниц и со всяких промыслов, которые в той жалованной грамоте написаны, и с лодей, которые приходят в монастырь и к варницам по соль и привозят в монастырь и в усолья всякие хлебные запасы, и с лодейных казаков поголовного и явки, в Кольском остроге и волости в Кандалакше и во всех Поморских волостях, и с звериных ловель и луковые пошлины, с монастыря и с их крестьян, с крещеных Лопарей, и с казаков, которые живут в монастыре, и у варниц, и у мельниц, и на рыбных промыслах по рекам на заборех и по тонях, и на всяких монастырских рыбных и звериных промыслех, и с удебных судов на море, и с покрученников отпуску, дани и оброков имать на них не велено, нигде, ничего»;

- «Також и к городовому делу им, в Колском остроге, стрелцов и казаков и деловых людей давати не велено ж; а коли лучится городовое и острожное дело, и им давати шесть человек деловцов со всех своих угодий и промыслов»;

- « велели ему строителю Сергию Кайдалову с братьею, или кто впред в том монастыре иный строитель или игумен и братья будут, владеть им к их Печенскому монастырю, против тогож, как указано им владеть в прежних жалованных грамотах; и с тех со всех их монастырских угодей, которые в сей нашей Великого Государя жалованной грамоте описаны, и с лодей, которые приходят в монастырь и к варницам по соль и привозят в монастырь и в усолья всякие хлебные запасы, и с лодейных козаков поголовного и явки, в Колском остроге, и в волости в Кандалакше, и во всех Поморских волостях, и с звериных ловель, и луковые пошлины, с монастыря и с их монастырских крещеных Лопарей и с казаков, которые живут в монастыре, и у варнице, и у мельнице, и на рыбных промыслах, по рекам на заборех и по тоням, и на всяких монастырских рыбных и звериных промыслех, и с удебных судов на море, и с поркчеников отпуску, дани и оброков и никаких податей, и таможенным головам и целовальником и всяким пошлинным людем танги, пошлин и явки, и хозяйского, и с осночей поголовного, и с монастырских хлебных и с иных со всяких годовых запасов, которые они купят про монастырской обиход, а не на продажу, и с соли, и с рыбы, и с сала, и со всяких с Немецких и с Лопских товаров, с покупки и с продажи, и приезжих и отъезжих и всяких пошлин, мимо того, как из прежних жалованных грамот о том писано выше сего, с них не имать».

При внимательном прочтении документа, можно сделать выводы о том, что казаки того времени (1675 год) жили и в Кольском остроге, и в волости Кандалакша, и во всех Поморских волостях. В грамоте, кроме того выделена особая категория «лодейных казаков», перечислены места расселения казаков, указан род их занятий.

Запись вкладной книги Кандалакшского монастыря 1682/83 г. раскрывает социальный статус церковного старосты Ефрема Пахомова, Так, Ефрем именуется во вкладной записи «кандалакшаниным…казачком». Одной из граней социального положения Ефрема Пахомова являлось представительство в одной из должностей в  структуре управления Кандалакшской волости. Должность церковных старост, выступавшей, по сути, контролирующей инстанцией общины за церковным имуществом и расходованием церковных средств, существовала на широком пространстве волостных миров Русского Севера и Сибири. В случае с Ефремом Пахомовым можно видеть и те источники дохода, которые, по всей вероятности, являлись основой экономического благосостояния. Они, как следует думать, состояли из участия в наемном труде на монастырских промыслах (соляной, рыбный) и других видах работ, связанных с обслуживанием нужд Кандалакшского монастыря.

В Соловецких летописях отмечено также о том, что в 1613-1615 годах Кандалакшу разоряли так называемые «литовские и польские черкасы», которые были известны как «воровские казаки».

В 1774 и 1775 годах в Колу было сослано 13 человек казаков, причастных к пугачевскому бунту. Между ними находился и Федор Пироговский, который был в пригороде Осе воеводою и, по указу Императрицы Екатерины II, «за изменическия его вины, лишен дворянства, наказан кнутом и сослан в Кольский острог».


Об остальных 12 казаках, сосланных в Колу за участие в пугачевском бунте, сохранились следующие предания между Кольскими старожилами, основанные на рассказах этих ссыльных:

«Все они, принадлежащие к сибирским казакам, были арестованы и подвергнуты допросам с пытками, по оговору, за то, что знали и не доносили правительству о появлении в их местности Пугачева, выдававшего себя за императора Петра III, но последнего они не видали и участия в возмущении не принимали, хотя, по разнесшейся в казачестве молве, и верили тому, что Пугачев не самозванец. Когда бунт был усмирен, их отправили в Москву и содержали в цепях, с прикованными назад руками к стене. Пугачева они увидели в первый раз тогда, когда его привезли на лобное место, куда и они были выведены. Все эти ссыльные казаки были водворены в Колу без жен и детей, оставшихся на месте, и потому многие из них женились в Коле и приписались в кольские мещане или в крестьяне в лопарских погостах. Никто из них не был возвращен на родину».

Деятельность казаков на Крайнем Севере нашла свое отражение и в народных сказаниях местного населения – саами (лопарей). В одной из сказок о лопине-богатыре упоминается старик-казак, живущий вместе с саамами.

Казаки упоминаются и как помощники поморов на их рыбных промыслах в трудах  писателя Василия Ивановича Немировича-Данченко.

При строительстве Мурманской железной дороги в 1915 – 1916 годах для охраны пленных также привлекались казачьи формирования, численностью до 1000 человек.

 

В 27 лагерях ГУЛАГа в Мурманской области в годы Советской власти побывало немало казаков. Этот вопрос еще ждет своего отдельного исследования. Немало потомков казаков приехали на освоение Крайнего Севера и остались здесь на постоянное жительство.

 

Только в 90-е годы ХХ века началось возрождение казачества и на Крайнем Севере. Вывод: на Крайнем Севере на территории Кольского полуострова казаки известны с 1591 года, только вследствие малочисленности всего населения Заполярья здесь не могли сложится войсковые и экономические сообщества казаков.

История казаков Крайнего Севера насчитывает уже более 420 лет.

 

            Алёшкина Е.А.

Студентка Санкт-Петербургской

Государственной Академии

Ветеринарной Медицины

Просмотров: 2164 | Добавил: Норд | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
SergPolarniy © 2024Хостинг от uCoz