КАЗАЧЕСТВО КРАЙНЕГО СЕВЕРА

   Совместный сайт казачьих обществ, общественных казачьих организаций, молодежного казачьего корпуса

      Мурманской области и Регионального отделения "Казачьей партии Российской Федерации" в Мурманской области.

         


Меню сайта
Наш опрос
Как вы относитесь к казачеству ?
Всего ответов: 119
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2014 » Апрель » 17 » Казачки
21:26
Казачки
Казачки.
«;Были бы казачки, а казаки - будут!» Казачья пословица

Казачество известно крепкими, могучими характерами. Издавна в России, да и во многих зарубежных странах привыкли, что в казачьих родах появляются незаурядные личности, такие как Ермак, Пугачев, Степан Разин и многие другие. Во многом заслуга появления и становления таких характеров лежит на плечах матерей-казачек, воспитавших славных сыновей. Эти женщины, испытавшие много тягот, встающие с оружием в руках рядом с мужьями-казаками на защиту своих детей, домов, станиц, тем не менее, ухитрялись сохранять в себе женственность, сердечность, кокетливость, любовь к красивым нарядам, нежность - такие основные женские черты. К казачкам так подходит изречение : «Женщина приходит в мир, чтобы возвеличить его своей красотой, материнской добротой и любовью». Так какие же они - казачки? Откуда пошла эта особая порода женщин? Часто находясь вдали от дома, в боях и походах, казаки научились любить и ценить своих спутниц. Много песен и сказаний посвящено матерям и женам казаков. Но такое отношение возникло не сразу. Изначально казачья вольница состояла из бессемейных воинов, в преданиях говорится, что многие даже давали обет безбрачия. В истории и литературе существует теория на основе некоторых весьма шатких данных, что казаки брали себе жен из числа пленных черкешенок, турчанок, татарок. Но существует и огромное количество фактов, свидетельствующих о крепком, налаженном семейном быте казаков. Известно, что казачки весьма гордились своим происхождением: «Не боли болячка - я казачка!» Казаки упорно берегли свое племенное лицо, и в этом им помогали женщины, хранительницы обычаев, обрядов и чистоты крови. Казачки старались избегать браков с иногородними, да и браки с иностранцами не приветствовались. Конечно, нельзя полностью отрицать возможность браков с пленными ясырками, они, несомненно, случались, но не как всеобщее правило. Казаки ценили семейную жизнь, глубоко уважали своих женщин, даже покровительницей казачества является Богородица, символ вечной женственности, и только постоянные походы и сражения, заставляли многих из них оставаться холостяками. При этом спиртное и женщины были категорически запрещены в походе. А развратники, по преданиям, даже наказывались смертью. Брачный обряд во времена малого распространения церквей отличался особой простотой, роль священнослужителя брал на себя атаман. Практиковалось так называемое « венчание вкруг ракитового куста». Казак приводил свою невесту на казачий круг, объявлял о своем намерении жениться: «Будь мне женой!» Девушка отвечала: « А ты будь мне мужем!» Атаман обводил пару вкруг ракитового куста, и новоиспеченный муж накрывал свою избранницу полой одежды, в знак того, что теперь она под его покровительством. Позднее браки стали совершаться в церкви, стало обязательным венчание. При выборе супруга внимание уделялось состоянию родителей жениха и невесты, дурные привычки (курение, пьянство не приветствовались), репутация жениха, чистота невесты. Мнение молодых также учитывалось. В некоторых казачьих станицах обязательно требовалось, чтобы невеста умела ездить верхом. В Уральском войске плохой считалась невеста, которая не умела читать по - церковнославянски, не знала Псалтири и Часослова. Девушки-казачки были свободны в личной жизни, родители не посягали на ее право выбрать себе мужа по душе, против воли замуж не выдавали.

Семья казака Ершова. Ермаковская станица.

Семьи у казаков были большие, состоящие из трех поколений, рождалось много детей. Если брак оказывался неудачным, казачка даже могла развестись. Вдовы и сироты оберегались обществом от нищеты, существовал социальный земельный надел «сиротский» и «вдовий». Одежда казачек. Проживание вблизи от восточных районов, на южных рубежах Руси сказалось на нарядах первых казачьих жен. Казачий женский костюм отличался от других женских костюмов России, потому что в основе своей был тюркским. Казачки носили шаровары: на Нижнем Дону и на Кавказе — широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике — узкие, похожие на брюки-дудочки. Носили также юбку-плахту, мужского покроя сорочку и кафтан — казакин или чапан. Голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми киками, тюрбанами, «корабликами»... Поверх платков надевалась казачья соболья шапка. Близость к восточным традициям просматривается даже сегодня в деталях, которые сохранились в быту станичниц. Например, «знуздалка», или «замуздка», платок, которым прикрывали часть лица. Этому обычаю никогда не следовали иногородние женщины, казачек дразнили «татарками». Со временем костюм верхнедонских казачек стал сильно отличаться от костюма нижнедонских. Вероятно, причиной тому был приход большого числа новопоселенцев, в частности, украинских крестьян — крепостных донского дворянства. На Верхнем Дону появляется белая домотканая одежда с большим количеством вышивки. На Нижнем Дону - на казачках цветное платье, но не пестрое. Платье очень близкое по покрою к татарскому и к кавказскому, так называемый кубелек (тюрк., мотылек), действительно напоминает силуэтом распахнутые крылья бабочки. Характерно и обилие кружев. Кружева же, как и вышивка, в древности были знаками, которые защищали грудь, руки и голову. Магические знаки — оберег от злых духов. Поэтому, когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили отдельно. Поскольку они имели особую ценность, их часто пришивали на новый наряд. Современный женский казачий костюм сформировался к се¬редине XIX в. Он состоял из юбки и кофточки (блузки), назывался «парочка». Блузка могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделыва¬лась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кру¬жевами, гарусом, бисером. Юбки шили из ситца или шерсти, широкие, в пять-шесть полотнищ (полок) на вздернутом шнуре – учкуре, для пышности присобранные у пояса. Внизу юбка украшалась кружевами, оборками, мелкими складочками. Холщовые юбки носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они - «подол», или ¬«спидница». Нижние юбки надевали под ситцевые, сати¬новые и другие юбки, иногда даже по две-три, одна на дру¬гую. Самая нижняя юбка была обязательно белой. Казачки Уральского, Оренбургского и Сибирского войск носили вплоть до XX века костюмы, состоящие из рубахи и сарафана .

Уральская казачка.

Необыкновенной красоты были уральские праздничные наряды. Рубахи делали из кисейной, шелковой, атласной, полупарчовой ткани с очень широкими рукавами, которые украшали позументом, золотной вышивкой, металлическими блестками, фольгой. Косоклинные сарафаны шили из штофа, тафты (виды шелковых тканей), бархата, различных жаккардовых тканей. По центру переда вдоль застежки с металлическими филигранными пуговицами пришивали широкие дорогие позументы. До середины XIX века уральские казачки носили круглые объемные кокошники, затем им на смену пришли платки и косынки с золотной вышивкой. Завершали наряд пояса из тесьмы с металлической нитью с длинными, вплоть до подола сарафана, концами, заканчивающимися тяжелыми кистями из золотных и шелковых нитей. Обязательны были голов¬ные уборы. Женщинам не положено ходить с непокрытой головой. Казачки носили такие головные уборы, как кички, шлычки, повязки, а в XIX в. - колпаки, файшонки от немецкого слова «файн» - прекрасный, наколки и токи, кружевные платки. Носились они в полном соответствии с семейным положением - замуж¬няя женщина никогда не показывалась без файшонки или наколки. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала косу с лентой. Все носили кружевные платоч¬ки. Без него появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи. Воспитание и быт. Века постоянных тревог вырабатывали в казачках твердость духа, стойкость перед лицом испытаний и бесстрашную решительность. Многие иностранцы, побывавшие в России, восхищались русскими женщинами, но казачки отличались особенной красотой, умом и силою. Немало тому свидетельств находим и в записках наших соотечественников. Художник В. Суриков, по происхождению из старинного енисейского казачьего рода, оставил такие воспоминания: «Сестры мои двоюродные - девушки совсем такие, как в былинах поется про двенадцать сестер. В девушках была красота особенная: древняя, русская. Сами крепкие, сильные. Волосы чудные. Все здоровьем дышало». А. Ригельман, первый историк казачества, описывал женщин Дона, живших в XVIII веке: «Жены их лица круглого и румяного, глаза темные, большие, собою плотные и черноволосые, к чужестранцам неприветливы». Внешность казачки отражала ее характер, они отличались стройностью, статностью, изяществом, у них были длинные крепкие ноги, тонкий стан, а черты лица поражали мягкой смесью славянских черт с горско-степными.

Казачки станицы Отрадной.

Казаки очень любили своих детей, и радовались появлению в семье, как мальчиков, так и девочек. Роды обычно проходили в каком-нибудь темном закутке, принимала их бабка -повитуха с помощью 2-3 старших родственниц. Только в середине 19 века в станицах начали появляться акушерки. Когда в семье казака рождалась девочка, это событие не праздновалось так широко, как рождение сына. Не грохотали выстрелы, не звучали громкие восторженные крики. Однако ее появление на свет было ознаменовано своими обрядами - тихими, светлыми, радостными. Девочка приносила в дом душевное тепло, ласку и доброту. Все женские обычаи были веселыми и уютными. Как только девочка рождалась, тетки, мать, няньки первый раз купали дочку, с песнями, молитвами и добрыми пожеланиями – «смывали с дочушки заботы». В это время отец - единственный мужчина, допускавшийся на этот женский праздник, ел «отцовскую кашу», специально приготовленную – пригоревшую, пересоленную, наперченную, политую горчицей, в общем делалось все, чтоб каша была совершенно несъедобной. Отец должен был съесть ее, не поморщившись, чтоб девочке «меньше горького в жизни досталось». С рождения дочек воспитывали иначе, чем сыновей, для того, чтобы они росли трудолюбивыми, терпеливыми, добрыми, женственными. Мальчика настраивали на то, что он должен быть защитником, воином, быть во всем первым, быть на людях, соревноваться и добиваться побед. Девочкам внушалось, что главное счастье женщины – крепкая семья, налаженный быт, спокойная душа, и чистая совесть. Девичьи праздники отмечались тихо, в узком кругу на женской половине дома, приглашались на праздник только близкие родственники. Праздновали « первый шаг», дарили ленточки, гребешки «на косыньку», платочки – « в церковь ходить». Трудиться девочки начинали с малых лет, ходили по дому за матерью, участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С пяти лет учились рукоделию- вышивке, шитью, вязанию на спицах и крючком, плетению кружев – все это должна была уметь каждая казачка. Все обучение проходило в игре, шили кукол, наряды им, а опыт оставался на всю жизнь. Впоследствии, казачки обшивали всю семью, сами шили одеяла, набивали подушки, расшивали рушники.

Маленькие казачки за шитьем

Особая работа для девочек - нянчить младших, Пятилетняя девочка могла нянчить трехлетку, трехлетняя - годовалого малыша. Иных девочек уже в пятилетнем возрасте отдавали «в няньки» в люди. С раннего возраста девочек мать или бабушка брали с собой на сбор трав и лекарственных растений, учили, какая травка от какого недуга, как их собирать, хранить и применять. Особо учили кулинарному мастерству, из поколения в поколение передавались секреты приготовления опары и прибелки для теста под выпечку хлеба, пирогов. В некоторых областях казаки даже проводили смотр на лучшую встречу-угощение для гостей – чья жена лучше умеет принять и вкуснее накормить. Но постоянное приучение к труду, не означало того, что девочкам не было возможности поиграть, наоборот, считалось, что через игру с куклами девочка учится быть матерью, хозяйкой. Даже выходя замуж, молодая брала с собой в новый дом всех своих кукол. В «Статистическом описании Области Войска Донского, изданном в 1884 году, писалось: «В силу особенностей военного быта на Дону исторически вырабатывался особенный тип женщины - неустанной труженицы, смело и энергически принимающей на себя все труды мужчины, всюду поспевающей и все делать успевающей. Забота молодайки, жившей у батюшки с матушкой без горя и нужды, в том и состоит, чтобы не с голыми руками встретить мужа по его возвращении со службы. Уронивши хозяйство, она роняет свое человеческое достоинство в глазах честной станицы и своих собственных». Весь дом, все хозяйство приобреталось и держалось руками казачки, ее трудами и заботами. Постоянная ответственность дала развиться особенно самостоятельным, стойким, решительным характерам. За внешней застенчивостью скрывался сильный дух, здравый смысл, сознание хранительницы очага и крепкой хозяйки дома. Женщины – казачки пользовались вниманием и необыкновенным уважением в казачьем обществе. Казаки были уверены, что дома его ждут, молятся за его благополучное возвращение из похода, что все его вольные и невольные грехи замолят перед Богом мать и жена. . В своих воспоминаниях о казачьем быте И.И. Георги писал: «У казаков мужья обходятся с женами ласковее, чем обыкновенно в России, и поэтому они веселее, живее, благоразумнее и пригожее». Казачки до революции, а во многих семья и после на производстве не работали. Им хватало обязанностей и дома. А для казака считалось позором, если его жене приходилось подрабатывать - не заводи семью, если не можешь обеспечить достаток. Все казачки хутора или станицы знали друг друга с малых лет, помогали друг другу в меру возможностей. Добровольно ходили на уборку в церкви, на оказание помощи соседям, при постройке хат. Никто не заставлял, не неволил, а каждый знал, если я не приду на помощь, то и мне при надобности не помогут. Мать - казачка отвечала перед Богом за нравственное воспитание детей. Считалось, что до семи лет за проступки детей держит ответ мать. Поэтому казачата до семи лет не исповедовались. Песнями, сказками матери прививали детям гордость за свой народ, чувство единения и братства, любовь к своей Родине, к своей земле, чувство собственного достоинства, и вместе с тем уважение к старшим, к другим людям. Главным для казачки были Бог, семья, дом – уважение и любовь к мужу, послушные дети, почитающие родителей, исправное подворье, чувство ответственности перед Богом за поддержание в семье православно-нравственных устоев, пресечение распутства. Уважительное отношение к женщине-матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки. В наделении ее равными правами с мужчиной не было нужды. Ведь практически все ведение домашнего хозяйства лежало на женщине-казачке, так как казак большую часть своей жизни проводил в походах, на службе, в боях и пребывание его в семье, в станице было очень коротким. В походы казаки уходили на годы, часто с одной войны на другую, вернутся ли - неизвестно. А казачки их ждали. И ждать умели, как никто другой! Семен Дежнев отсутствовал дома 19 лет. Пока странствовал, сын вырос. Жена его так и не дождалась мужа, умерла, а ребенка вырастила, воспитала, и он казаком стал, как отец. Главной задачей женщины является продолжение рода. Раньше верили, что от матери зависит, какая доля ждет ее ребенка. Нарушение материнских заветов служит причиной бесконечных бедствий для человека, это представление широко отражено в фольклоре. Вступая в брак, женщина принимает на себя роль хранительницы семейного очага, родовых ценностей. У казаков есть поговорка- «Жена за три угла хату держит, а муж за один.» Семья для казаков- это надежный тыл, помогающий мужчинам выполнять свое предназначение – охранять и защищать семью, дом, Родину. Казачки воспитывали с колыбели своих сыновей воинами, выковывали их дух. Это начиналось еще с колыбельных песен и сказок, главными героями которых выступали воины, легендарные и реальные. Стать сильным казаком, богатырем, воином- защитником мечталось казачатам с детства. Так же колыбельные песни были своеобразным оберегом, ведь в них мать желает своему ребенку расти здоровым, сильным, крепким. И впоследствии, женщина выполняет для мужчины- сына, мужа – обереговую функцию. У казаков в былые времена считалось, чуть ли не грехом уходить в поход, на войну без благословения матери. Благословление сопровождалось ритуальными действиями, матери осеняли сыновей крестным знамением, желали победы, удачи, одевали на шею медальон с изображением Николая Угодника или Георгия Победоносца.

Читали благословляющую молитву: « Спаси тебя, Господи, от несчастливой доли, от всех злых людей, от вихрины. Господь впереди, Матерь Божья с ими, а ты за ними». Коня казаку, при выезде из дома, седлала и подводила к нему жена, а потом, держа повод в подоле платья, вела его к месту сбора, приговаривая: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». На Кубани казаку, отправлявшемуся на войну, постилали под ноги рушники - для легкой дороги. Еще один обычай, при прощании перед походом девушки дарили своим женихам, вышитые своими руками платочки, как символ верности любви. Обережную силу народ приписывал и специально сшитым и заговоренным женщинами рубашкам, которые их мужья надевали перед походом. Они вышивались синими и красными или серыми и черными нитками. Перед походом женщины собирали рубашки вместе и всю ночь читали над ними Евангелие - чтобы Бог уберег мужчин на войне от смерти. За находящихся на войне казаков всегда молились близкие им женщины. Самой сильной считалась молитва матери («от материнской мольбы даже ангелы плачут). Считалось, что Бог сначала послушает женщину, а уже потом мужчину, потому что мужчина молится головой, а женщина - сердцем, всей душой. Даже Божественным покровителем казаков считалась именно женщина -Пресвятая Богородица. Казаки были убеждены, что в бою Пресвятая Дева заслоняет их от вражеских стрел и клинков и дает силы для победы. Первую церковь в честь Богородицы казаки выстроили в 1659 году, а праздник Покрова Богородицы считался главным храмовым праздником казачества. Итак, женщина - казачка была для казака крепким тылом, поддержкой, хозяйкой в доме, обеспечивала устойчивость семейных и народных традиций, обычаев, ритуалов и своими молитвами оберегала его в боях и походах.

Заместитель генерального директора Молодежного казачьего корпуса Василькова С.С.

 

Просмотров: 5024 | Добавил: Норд | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
SergPolarniy © 2024Хостинг от uCoz